Rambler's Top100

КИС:Бюджетирование

Статья с сайта компании "Компьютерные Информационные Системы"

Планирование – излишество, или осознанная необходимость?

Оглавление

О необходимости планирования в условиях рынка
Ближе к делу, господа
Подведем итоги
Литература:

Ближе к делу, господа

«Составлять планы дело легкое и тщеславное, посредством которого даешь себе вид творческого гения, требуя того, чего сам не можешь исполнить, порицая то, чего не можешь исправить, и предлагая то, чего сам не знаешь, где найти»

(Иммануил Кант )

Эти слова великого философа как нельзя лучше характеризуют признаки плана «прожекта», напрочь оторванного от действительности. Чтобы не уподобляться «прожектерам» попробуем все же, не претендуя на научную глубину подхода, в наиболее общем, популярном виде сформулировать те самые основы основ, которые на наш взгляд помогут руководителю фирмы любого масштаба лучше уяснить принципы, требования, необходимость и возможность планирования деятельности в условиях рынка.

Принцип первый – целевой характер планирования , связан с основным принципом управления вообще.

Если рассматривать цель, как желаемое состояние или поведение системы (предприятия), то, начиная планирование , как минимум, необходимо определить, где мы хотим оказаться в результате совершения определенных действий. Строго говоря, речь идет не о какой-то одной конкретной цели, а о системе целей, с расстановкой их «приоритетов» — очередности достижения или, так называемом, «дереве целей».

Принцип второй – научная обоснованность.

От этой формулировки, на первый взгляд веет «академизмом», оторванностью от практики, но, только на первый взгляд. Поскольку план содержит в себе элементы директивных, целевых установок — «хочу добиться того-то» и элементы предвидения — попытки заглянуть в будущее. Органичное соединение этих составляющих возможно при условии, что директивное «хочу», подкреплено научным — «точно знаю, что это возможно». То есть, по выражению Н. Д. Кондратьева , «только на основе знания и предвидения возможно построение реального плана … план без всякого предвидения — ничто» [ 2 ] , а предвидение это, прежде всего — научное знание. Примером научного подхода могут служить грамотно проведенные маркетинговые исследования , которыми должен сопровождаться процесс планирования в любой уважающей себя фирме. Иначе планирование больше будет походить на построение «воздушных замков».

Принцип третий – соответствие плана имеющимся ресурсам.

Здесь к предыдущим «хочу» и «знаю», добавляется еще и «могу». То есть любой план должен быть подкреплен объективно оцененными имеющимися ресурсами — материальными, временными, кадровыми, интеллектуальными.

Принцип четвертый – план не директива , но ориентир.

Любой, даже самый детально разработанный план не может учесть всех факторов, влияющих на его исполнение, особенно в условиях громадной неопределенности рыночной экономики. Даже при самой высокой квалификации его составителей и исполнителей план остается планом и вряд ли будет выполнен без отклонений и погрешностей. Какой же смысл планировать спросите вы? А такой, что даже по величине тех же отклонений и погрешностей можно судить о том, в нужном ли направлении движется ваш бизнес . Если погрешности эти слишком велики, очевидным становится факт, что допущены серьезные ошибки в ходе планирования . А это означает, что, люди, осуществляющие планирование , либо плохо ориентируются в рыночной ситуации, поскольку не смогли с максимальной полнотой учесть все возможные риски, либо квалификация этих людей не позволяет максимально учесть риски. И то и другое заставляет своевременно задуматься все ли хорошо в «Датском королевстве».

Принцип пятый – необходимость увязки всех плановых показателей.

Достигается такая увязка использованием в планировании, например, балансового метода. Причем, в зависимости от уровня сложности составляемого плана (количества задействованных ресурсов, горизонта планирования ) это не обязательно должен быть итоговый сводный баланс . Плановые данные могут представлять собой совокупность отдельных последовательных балансовых расчетов. Причем увязка должна быть проведена не только по отдельным показателям, зависящим друг от друга, но и по темпам их изменения, т. е. по динамике.

Принцип шестой – многовариантность планирования или «выбор стратегических альтернатив».

Возможность выбора из нескольких сценариев развития создает базу для более обоснованного принятия решений и построения планов. Позволяет яснее увязать планируемое будущее с целями и задачами фирмы на данной стадии ее функционирования и развития, с состоянием рынка, на котором приходится строить бизнес .

Принцип седьмой – сценарный подход.

В пределах каждого из рассматриваемых сценариев развития возможны в свою очередь варианты — пессимистичный, оптимистичный и некий оптимальный (ближе к золотой середине). «Это же невероятно трудоемко!»- возразите вы. Согласны. Но, во-первых, не обязательно пересчитывать весь выбранный сценарий по каждому из трех вариантов, достаточно просчитать «запас прочности» по основным показателям, чтобы понять чем грозит вашему бизнесу то или иное развитие событий. Во вторых, для того и существуют средства программного обеспечения, чтобы облегчать тяготы рутинной счетной работы.

Принцип восьмой – чем шире горизонт планирования , тем квалифицированнее должны быть исполнители.

Это очевидно, так как чем дальше мы хотим заглянуть в будущее, тем выше неопределенность . Наверное, стоит разумно подходить к горизонту планирования и его глубине. Начинать стоит, с вполне поддающихся обозрению, годовых планов, с оптимальной степенью детализации планируемых показателей. Что же касается глубины, то не стоит доводить идею планирования до абсурда, например, планируя количество телефонных звонков совершаемых вашим секретарем или факсов, отправляемых вашим контрагентам.

Принцип девятый – конкретизация целей.

Любая цель, а планирование как мы помним, начинается с определения целей, должна быть конкретна. Конкретизировать цели можно по-разному, либо словесно описав их, либо придав им формализованный характер в виде экономических показателей, выраженных в конкретных цифрах. Это, пожалуй, самая сложная задача. С одной стороны экономические показатели очень наглядны, доступны для сравнения. Однако объективность отражения экономическим показателем достижения той или иной цели зависит от многих факторов — правильного выбора самого показателя или методики его расчета, например. При неверном выборе формализованный показатель не только теряет смысл, но и перестает играть роль индикатора или критерия достижения поставленных целей, а иногда носит дестабилизирующий характер. Определение подходов к построению системы показателей эффективности — тема отдельного серьезного разговора.

Принцип десятый – баланс интересов.

В процессе составления плана, если он организован должным образом, волей-неволей задействованы все подразделения предприятия. Расчетная плановая информация формируется «снизу», на оперативном уровне, целеполагание проводится «сверху» на уровне стратегическом. Встречаясь на тактическом уровне (см. трехконтурную модель системы управления предприятия в статье Петрухина В. А ), [ 3 ] где собственно и происходит (или должен происходить) процесс планирования , эти потоки информации, при соблюдении всех вышеизложенных принципов, превращаются в единую систему. Система эта как раз имеет главной целью увязать (сбалансировать) интересы собственников, потребителей, подразделений и, наконец, отдельных работников предприятия с возможностями предприятия.

Еще публикации:

Автоматизация бюджетного планирования как системы принятия решений в условиях неопределенности

Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность


КИС:Публикации - микроэкономика, бюджетирование, финансовый менеджмент. Публикации, книги, диссертации, статьи, доклады по экономике и финансам.


Hosted by uCoz